Как известно, в западных странах практически все, от матерого бизнесмена и финансиста до простого преподавателя, не могут представить свою жизнь без аккаунта (счета) в какой-либо платежной системе. Все больше и больше товаров приобретаются в Интернет-магазинах, которые уже создают серьезную конкуренцию обычным супермаркетам.
В данной статье мы попытаемся коротко представить информацию об относительно новой для Узбекистана и бурно развивающейся по всему миру сфере электронной коммерции.
Активное внедрение информационных технологий в Узбекистане привело к увеличению компьютеризации сфер государственной деятельности, в том числе экономики и банковских структур. Появилось понятие электронных платежных систем и электронной коммерции. Теперь уже эти слова не режут слух и постепенно проникают в бытовую жизнь.
Первопроходцем электронной коммерции в Узбекистане по праву можно считать всемирно известную компанию “WebMoney”, чье представительство, будучи первой официально зарегистрированной системой электронной коммерции в Узбекистане, начала работать в 1998 году. Однако стоит отметить, что в то время представительство не оказывало какие либо услуги.
В целях поощрения развития электронной коммерции в Узбекистане приняты Закон “Об электронных платежах” от 16 декабря 2005 года, постановление Кабинета Министров № 120 от 12 июня 2007 года “О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения платежей при осуществлении электронной коммерции”, постановление правления Центрального банка Республики Узбекистан “Об утверждении Правил организации платежных систем, использующих сети телекоммуникации общего пользования” от 2 января 2008 года.
Активное развитие электронной коммерции в Республики Узбекистан началось с июня 2006 года, когда была создана первая электронно-платежная система “Paynet”. Этой датой можно ознаменовать начало практического применения систем электронной коммерции в Узбекистане.
Но стоит признать, что в первые годы работы данная система обладала некоторыми недостатками, в частности ограниченность ее действия территориальными рамками (внутри Узбекистана), отсутствие доступа для широких масс (только дилерам – владельцам точек “Paynet”), низкий уровень защиты и самое главное отсутствие функций, позволяющих осуществление торговых операций. В то время “Paynet” обеспечивала лишь оплату предоставления различных услуг населению.
Второй этап развития электронной коммерции начинается с начала 2007 года, когда представительство международной электронно-платежной системы “WebMoney” в Узбекистане начало функционировать. Данная система отличается от других платежных систем высокой степенью защищенности и практичностью для обычных пользователей.
Именно представительством “WebMoney” впервые в Узбекистане была создана платформа для организации полного цикла электронной коммерции (открытие электронных магазинов, продажа и покупка товаров через Интернет, ввод и вывод денежных средств) на легальной основе.
В апреле-мае 2007 года по указанию Премьер-министра Ш. Мирзияева министерствами финансов и экономики подведены предварительные итоги по внедрению электронной коммерции в Узбекистане в период с 2005 года. Вслед за проведенным совещанием в мае 2007 года были созданы несколько компаний по разработке систем электронной коммерции, а деятельность уже существующих заметно активизирована.
В частности, в этот период были учреждены компании “Multisoft Solutions” (торговая марка “E-Karmon”), “Mobile Link Services” (торговая марка “Mobliss”), платежные системы “Unipay”, “E-Pay”, “Superкасса”, “Fast pay” и др.
Следует отметить, что в течение 2007 года представительство “WebMoney” завоевало всеобщее уважение среди специалистов ИКТ, поскольку в реальности начала оказывать услуги электронной коммерции. В частности, была организована продажа карточек Интернет-провайдеров и сотовых компаний, электронных книг, программного обеспечения. В целях обеспечения больших удобств пользователям еще в середине 2007 года представительство “WebMoney” организовало привязку электронного счета к пластиковой карте “Савдогарбанка”.