Рынок платежных систем в Узбекистане развивается достаточно динамично. Сейчас на нем действуют несколько компаний, и их количество растет. Одним из пионеров в этой сфере является компания PAYNET.  О том, как создавался бизнес и как развивается данный рынок, газете «KAPITAL» рассказал PR-менеджер компании PAYNET Петр Тен.

- Когда возникла идея создать платежную систему в Узбекистане?

- Компания PAYNET была создана в 2006 году и большинство акционеров компании -узбекские учредители, и я могу с уверенностью сказать, что PAYNET- это узбекский бренд. Наша система была создана для  удобства платежа, то есть в первую очередь мы хотели создать альтернативу и уйти от стереотипов, с которыми мы очень долго жили и которыми являются традиционные методы оплаты. Мы стали посредниками по приему платежей, применяя при этом высокие технологии, гарантирующие безопасность и высокоскоростной доступ, и тем самым сделали оплату более комфортной как для поставщиков услуг, так и для потребителей.

- Учитывался ли зарубежный опыт при создании вашей платежной системы?

- На самом деле в мире существуют уже подобные платежные системы, но в Узбекистане система приобрела немного другой характер. Возьмем, например, развитые страны, такие как США,  Корея или Япония, где достаточно хорошо развиты интернет-платежи: там мы наблюдаем в основном применение оплаты с помощью пластиковых карт, USB-карт, сотовых телефонов, содержащих программу банковской системы, одним словом, безналичный расчет в таких странах пользуется огромной популярностью. У нас же спрос идет пока на наличный расчет. Однако последние события в сфере электронной коммерции показывают стремительное продвижение в данном направлении.

- Как принимаются решения о внедрении той или иной услуги?

- Возьмем, например, сотовую связь. Мы не просто приняли решение ввести оплату, а видели в этом перспективу. Во-первых, происходит заметная тенденция у сотовых провайдеров, когда количество сотовых абонентов возрастает, и, соответственно, растет и количество платежей. Во-вторых, сейчас мы можем наблюдать, что на одного человека часто приходится по два, а то и по три телефона. А последняя новинка, телефоны с двумя SIM-картами, способствует еще большему увеличению абонентов связи в республике. Когда мы внедряли систему оплаты сотовой связи, на рынке иногда возникали такие сложности, как перебои с доставками наиболее популярных карт номиналом 5 и 3 тысячи сум. И это создавало определенные сложности для абонентов. Конечно, карты сейчас не исчезли и они все еще пользуются популярностью. Если посмотреть на развитие нашей компании, то мы начинали с продажи PIN-кода одного интернет-провайдера, теперь же мы расширяем линейку услуг и рассматриваем любые предложения как от частных лиц, так и от компаний. Но прежде чем принять решение о внедрении новых услуг, мы рассматриваем и экономические стороны. То есть услуга, прежде всего, должна быть популярной и, соответственно, прибыльной. Однако данный принцип не относится к коммунальным услугам: это социально важные услуги и от них мы не получаем никакой прибыли.

- Как устанавливаются комиссионные проценты за оказание услуг?

- Как я упомянул ранее, оплата света и газа - крайне важные для населения услуги, и наша компания решила не ставить на них проценты. За сотовую связь, в зависимости от агента, клиент платит от 1% до 4%,  и до 3% - за домашний телефон. Сколько взять процентов с клиента: один, два или вообще не брать - зависит от агента. Мы сделали так, чтобы наш рынок регулировал сам себя. В прошедшем году мы говорили о том, что при увеличении точек, а их уже 15 тысяч по стране, возникнет конкуренция между самими агентами, и сейчас, можно сказать, идет конкурирующая борьба за клиента между агентами. Каждый агент сам решает, какой процент установить в своей точке.

- В процессе внедрения платежной системы возникали ли какие-нибудь моменты, которые мешали развитию компании?

- Есть множество моментов, мешающих развитию системы, и в основном это технические факторы, не зависящие от нас. Мы, как и все остальные подобные компании, зависим как от поставщиков услуг, так и от провайдеров. То есть  в случае возникновения проблем у какого-либо поставщика или провайдера, это негативно скажется и на своевременном предоставлении услуг населению.

Выступая на международном саммите ICTP-2008 на тему оплаты коммунальных услуг с применением IT-технологий, мы рассказали также о проблемах, с которыми нам пришлось столкнуться при внедрении этой услуги. К примеру, мы могли встретить один и тот же лицевой счет в нескольких районах Ташкента или в других регионах республики.

Решением такой проблемы стало внедрение идентификационных карт PAYNET ID. Сегодня уже многие потребители ЖКХ используют данную карту для оплаты коммунальных услуг через PAYNET, и их число с каждым днем увеличивается.

- Как меняется  рынок платежной системы в Узбекистане?

- По моему мнению, как  человека, наблюдающего не со стороны, данный рынок  развивается достаточно бурно, причем если взять критерии маркетинга - лидеры высшего, среднего и низшего звеньев, то мы заметили, что сейчас между средним и низшим звеньями идет конкурентная борьба за долю рынка. Можно вспомнить, как  в 90-е годы в стране один за другим появлялись операторы мобильной связи, а на данный момент из них остались четыре компании, и относительно недавно на этот рынок пришел пятый по счету  оператор - UzMobile. Думаю, так же будет происходить и на рынке платежных систем. Нужно время, и по истечении двух-трех лет мы увидим, кто останется на этом рынке.

- Как вы думаете, платежная система может в будущем «подвинуть» традиционные методы оплаты?

- Мы позиционируем себя как альтернатива другим методам оплаты, и мы живем во времена рыночных отношений, когда клиенты сами решают, где им платить.